Нужно ли начинать учить читать детей в раннем возрасте? 24.02.2020

Рекомендации для родителей детей дошкольного возраста.

Многие родители начинают с самого раннего возраста обучать детей чтению. Предлагаем к размышлению информацию о физиологических этапах развития детей и взаимосвязи с овладением навыками чтения.

Порассуждаем о том, чему должен научиться ребёнок прежде, чем начнет читать.

1. Отлично слышать звуки и подбирать слова?
Конечно!
Для ребёнка звуки [Г и Гь, Д и Г, С и Ш и т. д.] должны быть разными!
2. Хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги?
Да!
«Дотронься левой рукой до правого уха».
«Положи мишку под одеяло, но на подушку».
«Сделай 2 шага вперёд, поверни направо и сделай 3 шага назад».
Ребёнок понимает и произносит все предлоги и не ошибается в направлении.
3. Иметь достаточный уровень развития зрительного восприятия?
Конечно!
«Чем похожи и чем отличаются картинки».
«Найди 10 отличий».
4. А память?
Да! Особенно слухоречевая.
5. Чистая речь?
Конечно!
Неправильная артикулема = неправильная графема.
Когда мы пишем, то про себя проговариваем звуки.

Иногда чтение используют при запуске речи, в коррекционно-развивающей работе. Но это уже немного другие механизмы.

Поэтому прежде чем начинать обучение чтению, определите, насколько хорошо ребенок владеет этими навыками.
Не нужно перегружать мозг лишним и не дать то, что нужно по возрасту. Лучше сконцентрироваться именно на этих базовых умениях.

Если ещё не убедили вас, то приведем несколько аргументов в пользу.
1. Ребёнок в раннем возрасте запоминает букву и цифру как рисунок. Не осознаёт смысла, значения этого. Поменяете на курсив - и не назовёт.
2. Это просто заученная информация.
1 - это один
11 - это уже другое! Дети раннего возраста не чувствуют, что произошло и как трансформировалось число. На сколько оно больше. Так же и с буквами.
3. Мы обедняем правое полушарие! Отбираем фантазию, мечты, веру, творческий подход. Левое полушарие такого не любит!
4. Этот пункт выходит из предыдущего. Ребёнок чаще может проявлять негативные реакции, его эмоционально-волевая сфера не развивается в должной степени.
5. Может возникнуть перегрузка нервной системы. Могут появиться запинки в речи, неврозы, тики.
6. Пропускает важные для своего возраста этапы, т. к. энергия уходит на запоминание этих элементов.
7. Появляется чтение «Бэ-баран, а-Арбуз = ба» или вовсе угадывает.
8. Не понимает, почему Р+А = ра (Р твёрдо произносится). А эта же буква с Я меняет произношение, и слог звучит иначе.
9. Только 1 из 10 детей не путает 5 и 2, 1 и 7, Т 1 ... недостаточно развито зрительное восприятие.

Пусть развитие детей будет гармоничным и всесторонним! В большинстве случаев, когда дети прошли все этапы и "накопили" определенную базу, интерес к буквам и чтению возникает самостоятельно. И вот тогда можно начинать этот увлекательный процесс обучения чтению!